Дизайн общественного пространства


Сайт проекта: http://create.karelia.ru/ru/About/programs/public_space_design/

Длительность проекта: сентябрь 2011 – март 2012
Цели проекта:
  • Развитие общественной, культурной, политической активности молодежи и её творческой самореализации путем осуществления комплекса образовательно-практических мероприятий.
  • Создание прецедента «акта» социального творчества, направленного на решение реальных проблем, существующих в жизни общества, прецедента социальной инициативы «снизу», как важного элемента формирования гражданского общества.
Задачи проекта:
  • Выявление творческих лидеров в среде молодёжи разных профессиональных интересов;
  • Обучение участников проекта разнообразным навыкам, необходимым для социально-культурного проектирования;
  • Проведение практических работ (исследования), являющихся частью социально-культурного проектирования;
  • Формирование пакета проектных идей, в основе которых лежат материалы и проблематика, полученные участниками группы в результате исследования;
  • Привлечение внимания общественности, СМИ к проекту и в том числе к идеям, выработанным участниками проекта, потенциальным возможностям как молодёжи, так и потенциалу пакета проектных идей, полученных в результате осуществления программы.
Целевая аудитория проекта:
  • Молодые деятели культуры и искусства, художники, дизайнеры, журналисты (в т.ч. культурная журналистика), фотографы и другие творческие люди;
  • Студенты социологических, экономических, филологических, художественных факультетов, отделения журналистики филфака ПетрГУ;
  • Жители выбранного для проекта населённого пункта (г. Олонец);
  • Пользователи сети Интернет, зарегистрированные в социальных сетях, которым будут предложены для обсуждения и знакомства различные материалы, информация о содержании и ходе проекта – в    специальных группах (блогах);
  • Представители местной и республиканской власти;
  • Представители общественных молодёжных организации;
  • Локальные и региональные СМИ.
Основные мероприятия:
  1. Формирование числа слушателей программы (предположительно 40-50 человек) путем отбора заявок и личного собеседования.
  2. Разработка комплексной образовательной программы, состоящей из авторских курсов по темам:
  • социальные и экономические проблемы региона;
  • социальное проектирование (методы анализа, методы проектирования и т.д.); дизайн как комплексная, социально-ориентированая проектная деятельность с включением краткой «концептуализированной» истории дизайна, обзора основных современных видов дизайна, в том числе социального;
  • РТВ — развитие творческого воображения (с включением элементов — ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);
  • дизайн-практикум (на основе РТВ);
  • социально- ориентированное современное искусство (языки, формы, смыслы).
  1. Проведение авторских курсов, включающих в себя лекции, семинары, дискуссии, практические занятия.
  2. Создание из числа слушателей программы проектных групп, включающих в себя студентов социологов, экономистов, дизайнеров, журналистов, фото и видео художников.
  3. Подготовка и проведение комплекса мероприятий («Полевые работы») по социокультурному изучению региона (конкретного населённого пункта – г. Олонец), состоящего из опросов, анкетирования местного населения и администрации, работы с архивами, сбора визуального материала (фото- и видео съемка) и т.д.
  4. Сбор информации о проблемах, ресурсах,  потенциальных направлениях работы в сфере дизайна, участие в проектно-аналитическом семинаре по разработке концепции будущего Центра дизайна в г. Петрозаводске.
  5. Групповая проектная работа:
— на основе результатов анализа и оценки материалов, полученных в ходе социального обследования («полевых работ»), определяются возможные «точки развития» региона (города), варианты развития новой институции – Центра дизайна.
 — разрабатываются идеи, реализация которых, может, по мнению проектной группы, способствовать выходу региона (населённого пункта) из депрессивного состояния. Это проектирование может быть связано с отдельными объектами, местными учреждениями, процессами.
Программа работы молодежной группы включает в себя все этапы, характерные для социального проектирования (в том числе, представления его результатов в «проектном» регионе). Т.о. данный образовательный проект ориентирован на реальные оценки ситуации и на выработку реальных мер. Безусловно, «изобретательство», фантазирование, являются важной составляющей данной работы, но это проектирование далеко от пустого фантазирования.
  1. Ознакомление, привлечение к участию в проекте представителей местной и республиканской администрации для обсуждения проблематики, затрагиваемой в рамках проекта, и создания общественного резонанса в регионе.
  2. Формирование корпуса партнёрства, способного обеспечить дальнейшее развитие и продвижение проекта.
  3. Публичная презентация проекта (с упором на представление в электронных социальных сетях, с целью инициирования общественных дискуссий по темам проекта), презентация результатов проекта в виде выставки, создание презентаций на сайте Фонда развития творческих индустрий и в социальных сетях.
  4.  Обобщение проектного опыта в виде печатного издания, которое в дальнейшем может способствовать распространению подобных инициатив и в других регионах: малобюджетный буклет – сборник материалов.